Честный отзыв на «Валериан и город тысячи планет»

Итак, «Валериан и город тысячи планет». С момента выхода самого первого трейлера у меня было немного надежд на то, что фильм получится той самой прорывной космооперой, которую можно будет поставить в один ряд с «Аватаром» Кэмерона и «Пятым Элементом» того же самого Бессона: уж слишком много дежа-вю, уж слишком мало потенциально хороших актёрских работ. Например, Кара Делевинь была пугающе ужасна в «Отряде самоубийц», а Дейн ДеХаан запомнился только недавним «Лекарством от здоровья». И на Бессона после провальной с моей точки зрения «Люси», как-то не хотелось ждать чего-то великого.

Тем не менее, трейлер «Валериана» был красив и хотелось увидеть фильм только ради визуала. Удалось ли ему вытянуть?

Окей, будем честными, «Валериан и город тысячи планет» — это стандартная летняя развлекаловка, вы не будете ожидать серьезной философской подоплеки от летнего блокбастера. От летней развлекаловки мы чего ожидаем? Правильно, чтобы насыщенно, весело, красиво и много экшна. В «Валериане» на 200% выполнен только пункт про «красиво». Этот фильм очень зрелищный, но затянутый, скучный и практически без составляющей экшна- там вы не увидите эпические бои в космосе (как в «Звёздных войнах») или на поверхности (как в «Аватаре»). Вроде как и стараются, вроде и есть потуги сделать зрелищный экшн, но они все позорно тонут в режиссерских попытках рассказать Историю, которая Историей не является, а так, вольный пересказ графической новеллы.

Совершенно непонятно с самого начала что вообще происходит, кто все эти люди и почему они действуют так, как действуют. Вроде бы, это привычный бессоновский приём: раскрыть героя через его действия. Но это не удалось в «Люси» из-за впечатляющей топорности Йохансон, и это не удалось в «Валериане» из-за неопытности ведущего актерского состава. ДеХаан ужасен, ужасен, ужасен. Тридцатилетний мужик, пытающийся выдавить из себя юного плейбоя — что может быть хуже. Делевинь, судя по всему, играет саму себя, и это выглядит просто приятно, но совершенно бездушно. Разрекламированная Рианна появляется на 5 минут экранного времени и, слава святому Адаме, не играет, а только танцует. Клайва Оуэнса (если остались еще его фанаты) тоже минут десять в общей сложности. Короче, с частью про актеров всё грустно.

Тем не менее, актерская игра — еще не самое худшее в «Валериане», хуже всего там с сюжетом как таковым: режиссер пытается показать нам много конфликтов, много сюжетных линий, но по итогу мы получаем совершенно невнятную мешанину из оторванных друг от друга действий героев. Ни одна линия не раскрыта как подобает, чётко и насыщенно. В процессе просмотра это угнетает и заставляет зевать. Да-да, «Валериана» правда скучно смотреть, потому что разрешение конфликта не интересно, потому что ты не понимаешь его завязки, а когда понимаешь, уже конец фильма и ты и так всё уже осознал.

Более того, действительно удавшихся в фильме сцен всего две, они действительно прекрасны. НО. Только за счет визуальной составляющей и это именно то, за счет чего фильм выезжает и запоминается. Визуал прекрасне, пре-кра-сен. Все эти инопланетяне, неон, тысячи нерасказанных историй — Бессон рисует фон широкими мазками, но они-то как раз и интересны, красивы. В этом фильме действительно слишком много временами ненужной красоты, но её в нашей жизни не хватает и к концу фильма ты в неё просто влюбляешься. Печально становится тогда, когда понимаешь, что эта красота позаимствована из «Аватара». Печально, но факт — стилистика повествования напоминает «Аватар» до ностальгических слёз. Даже слишком часто встречающиеся яркие до неона голубые и розовые оттенки, это всё из «Аватара». Люк, ну как так.

В целом, фильм оставляет весьма двоякое впечатление: с одной стороны, это неудавшаяся попытка создать ещё один «Пятый Элемент», с другой — это использование современных технологий создания спецэффектов на 200%. В «Валериане» не будет живости вселенной «Пятого элемента» — её объяснению просто не посвящают достаточно времени; ещё там нет настолько харизматичных персонажей как Лилу и Корбен (Делевин и ДеХаан нервно курят в коридоре по сравнению с Йовович и Уиллисом) и связность повествования тоже проигрывает. Но визуальная часть шикарна, практически нет слов.

Короче, не идите в кино. Просто потеряете время.