Честный отзыв на «Движение вверх»

Честный отзыв на «Движение вверх»

Признаться, о выходе фильма «Движение Вверх» я узнала, когда шла в кино на богомерзкие очередные Ёлки: у входа в кинотеатр висел плакат в стиле семидесятых, ещё подумала, что давно рисованных плакатов не видела.  Присмотрелась и решила, что эту премьеру я пропущу, потому что уже за год русского кино насмотрелась выше крыши, а ещё это явно спортивная драма, и это совсем не мой жанр кино. Но премьера в четверг — это инстинкт, и я пошла. Уже в процессе подготовки к просмотру узнала, что фильм основан на реальных событиях — победе советской баскетбольной сборной над американской на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. И это подвиг, потому что до этого у американцев никто не побеждал.

Некоторые опасения за качество фильма у меня появились, когда я увидела в списке продюсеров Никиту Михалкова. Но, как оказалось потом, Никита Сергеевич, видимо, там просто рядом посидел и в съемочный и постсъемочный процесс не вмешивался, потому что кино оказалось весьма смотрибельным, по-голливудски складным и напряженным.

Перейдем к деталям.

Режиссером выступил Мегердичев, который, в общем, до «Движения вверх» ничего внятного не снимал, кроме, разве что достаточно смотрибельного «Метро».

Фильм начинается со сцены назначения нового главного тренера сборной СССР по баскетболу, Владимира Гаранжина-Кондрашина (его играет Владимир Машков), который с порога заявляет верхушке федерации о своём намерении победить сборную США на Олимпиаде, до которой остается год. Потом повторяет его на пресс-конференции после победы на чемпионате Европы. Естественно, видимой поддержки у руководства федерации он не встречает, но ему и не мешают — это же Советский Союз, детка, все знают, что происходит с проигравшими и неугодными. Плюс у Гаранжина больной сын, которому требуется операция за границей, и для партийных боссов это становится ещё одним рычагом давления. Сейчас я описала основную сюжетную линию «Движения вверх», но на самом деле этих линий гораздо больше, и все они чудесным образом сплетаются в один насыщенный и держащий в напряжении до последних секунд.

В этом фильме мне очень понравилась советская атмосфера, которую именно показывают, а не рассказывают — очень редко из уст героев вылетает что-то про государственный строй и недовольство им, но прекрасная сцена на московской таможне в начале фильма, мелочи на тренировочной базе, тотальный дефицит и «наша страна самая лучшая и передовая» — этого в избытке, и это прекрасно. Временами мне всё это напоминало атмосферу «Москва слезам не верит» или первой части «Утомленных солнцем», хотя речь идёт о разных временных отрезках. Всё-таки Советский Союз во всё время его жалкого существования был постоянен в ряде вещей.

Фильм концептуально можно разделить на две части, одна — это своеобразный приквел к матчу, и вторая — сам матч.

Матч снят невероятно хорошо, поневоле у зрителя возникает ощущение, что он находится на самой настоящей игре. Этому крайне способствует операторская работа: рваные кадры, самый уместный слоу-моу этого года и отдельные крупные планы. И, если в первой части драматизм вполне себе бытовой, — персонажи выясняют отношения друг с другом, иногда с системой, — то во второй он самый настоящий спортивный. Это придаёт фильму окончательную осмысленность и завершенность.

Спортивного драматизму нагнетает, конечно же, и сборная США — в фильме это стадо огромных откормленных лбов, на фоне которых сборная СССР — недокормленные сдохлики. Конечно же, их победа в такой ситуации эмоционально очень цепляет.

Актерский состав — это наиболее адекватные актеры старой школы (Машков, Смоляков, Гармаш, Башаров и Толстоганова) и совершенно никому не известные и достаточно молодые ребята в ролях игроков сборной. Башаров прекрасен в роли партийного функционера, вечно боящегося кого-то «сверху», Толстоганова приятно уместна своей хрупкостью и оленьими глазами жены декабриста, а вот на молодняке хотелось бы остановиться поподробнее. Кирилл Зайцев (Сергей Белов) вообще нигде раньше не светился, но, тем не менее, выглядит очень убедительно в роли зазвездившегося фронтмена сборной. Иван Колесников (Александр Белов) — тоже из этой оперы, нигде особо не светился, но прекрасно смотрится в роли полумертвого баскетболиста.

Также, как оказалось, Литва богата не только сыром и пивом, но ещё и Джеймсом-Жильвиносам Тратасом (Модестас Паулаускас) — мама дорогая, как будто из Голливуда импортировали. Конечно, видно, что опыта работы в большом кино нет, но ему можно и просто туда-сюда ходить, этого вполне хватит.

Также в «Движении вверх» присутствует вполне себе смешной юмор, который также красочно характеризует атмосферу того времени. Вот сборная в первый раз в Америке и один герой говорит другому: «А теперь икру надо продать, зря чтоль везли?». Или беларуса в сборной по-доброму зовут бульбашом, и это выглядит крайне мило. Ну, чтоб не спойлерить больше, просто знайте — фильм не только зрелищный, но ещё и смешной.

В заключении хочу сказать, что «Движение вверх» сделал для воспитания патриотизма у русских больше, чем все предыдущие киноподелки, снятые с той же целью. При этом авторам как-то удалось обойтись без любимого российским кино бряцания оружием и великоимперских замашек — наоборот, многонациональная команда, отражая дух времени, периодически грызётся между собой по национальному признаку. Достаётся и советской системе — авторы проходятся по ней настоящим танком из детского горя, напоминая адекватным зрителям, что тогда было гораздо хуже, чем есть сейчас.

Короче, на «Движение вверх» я крайне рекомендую сходить в большие выходные — это настоящее кино, а не говно. Каким-то образом русская кинопромышленность решила сделать нам всем неплохой новогодний подарок.

А вместо традиционной гифки посмотрите те самые последние секунды того самого матча.