Честный отзыв на «Снеговик»

Фильм «Снеговик» я ждала как соловей лета, ибо дело там происходит в Норвегии, а Норвегию я люблю нежной любовью, потому что страна действительно прекрасна во всём, начиная от природы и заканчивая цветущей демократией. «Снеговик» снят по одноименной книге норвежского писателя Ю Несбё, которая принадлежит серии романов о детективе Харри Холе, жанровая принадлежность серии: детективный триллер. Книжка в серии идёт седьмой, но она — первая, которая стала бестселлером на Западе, поэтому её и экранизируют, явно задумав сделать из серии кинофраншизу.

Проблемка вот только в том, что фамилия главного героя правильно произносится не Холе, а Хуле, и именно этот вопрос я бы задала фильму «Снеговик».

Основной конфликт фильма нам показали в трейлере: вот вам маньяк-убийца, который строгает баб на колбасу налево и направо жесточайшими способами, вот вам Майкл Фассбендер со взглядом умирающего гиббона, который пытается этого маньяка словить, вот массовка. Взрывы, пугающие человеческие запчасти, капкан, захлопывающийся на ноге бегущей женщины… ах, как это было многообещающе. Так вот, в фильме этого нет. Все скримеры, которые придали бы флер хоррора или хотя бы триллера, вынесены в трейлер, и во время просмотра не пугают и даже не удивляют. Более того, и сюжет очень далек от показанного, к сожалению. Идя на забористый триллер с расчленёнкой и моментами, когда даже самые стойкие дамы падают в руки своих кавалеров, зажмурив глазки и шепча «Скажи, когда это закончится», вы окажетесь на… стандартном скандинавском фильме с голливудской братией в главных ролях. Под «стандартным скандинавским фильмом» я подразумеваю неторопливость действия, затянутость диалогов, фокус на внутренних конфликтах героев, и это всё обычно резко контрастирует с привычными воспитанникам Голливуда драйвом, кровавостью и щекотанием нервов. Поэтому, если пойдете на «Снеговика», то имейте это всё в виду, это однозначно не голливудский фильм вплоть до истинно скандинавских деталей. Например, есть сцена где зимой дети играют в майках. Если вы не из Швеции/Норвегии, то вам это покажется дикостью и ляпом, хотя на самом деле они реально играют на улице зимой в майках. Или взаимоотношения старый отчим vs. новый отчим — в Скандинавии всё так, как показано, но, опять же, для стороннего наблюдателя это странно.

Режиссер сего, Томас Альфредсон, снял шведский «Впусти меня» (годный) и английский «Шпион, выйди вон» (условно годный), и, видимо, оказался в режиссерском кресле именно благодаря первому и второму фильмам — типа, сечёт в Скандинавии и уже поработал для Голливуда. Но это не помогает, потому что, если тебя бросают в море, а ты не умеешь плавать — то ты либо быстро учишься, либо тонешь. Томас утонул.

Фассбендер в роли алкаша-детектива Харри Холе, плотно сидящем в депрессии в во внутреннем конфликте, вопиюще неубедителен, потому что прям пылает от счастья (во время съемок у него пышным цветом цвел роман с Викандер, и это сильно сказалось на его работе в «Снеговике»). Всё-таки драматический актер он не очень, это не идёт на пользу фильму. И это не претензия к работе режиссера/сценариста и прочих членов съемочной группы над персонажем, он-то как раз проработан отлично, сценарная часть, даже учитывая откровенные провисания по матчасти (т.е. книге) именно у Холе окей. Не хватало драматизма и работы именно со стороны актёра. Майкл, может уже пора на покой, детей растить? Смотреть на его героя совершенно не интересно, потому что ему не сочувствуешь.

Ещё неприятно поразила Шарлотта Генсбур, откровенно камерная актриса, которая сияет у фон Триера, но в «Снеговике» вынуждена служить обрамлением у незадачливого Фассбендера — все сцены с ней сплошное разочарование, потому что той остроты и изюминки, которую в ней все так любят, нет. А уж постельная сцена вызывает прямые ассоциации с «Антихристом» и поэтому мучительно ужасна.

Вот кто из актеров порадовал, так это находящиеся на третьих роля Вэл Килмер и Хлоя Севиньи — прекрасно сыгранные персонажи, и достаточно неожиданно поданные. Килмер вообще неузнаваем, но это скорее задумка, нежели случайность, и с Севиньи та же история.

Из безусловно прекрасного в «Снеговике» — Норвегия, Норвеженька. Страна красива сама по себе, но фильм как будто снимали как длинный рекламный ролик фьордам, морю и Atlantic Road, я наслаждалась каждым кадром, который исключал людей, но включал природу. Невероятно красивые съемки, а уж вступительная сцена мне дала как серпом по яйцам, даже прослезилась. Вообще, визуалу Осло, Бергена и Норвегии в целом отдано примерно 70% внимания зрителей, тут вам и длинные планы, и нарочито непавильонные сцены. Впрочем, всё становится понятно, когда узнаёшь, что Осло дал съемочной группе 25% налоговую льготу — они реально делали рекламный ролик.

Поклонники книги будут жэстачайша разочарованы — бОльшую часть повествования вырезали к чертям в угоду голливудскому хронометражу, даже не оставив основной сюжетной канвы, не раскрыв мотивы убийцы, грусть и печаль. Так что, если вы поклонник книги, не идите на «Снеговика», вам не понравится.

Резюме по фильму такое: в кино идти только если вы фанатка Фассбендера и вам хочется смотреть на него крупным планом два часа. В остальных случаях — нет, это слабый триллер, грустный детектив и печальный ужастик.

Но Норвегия прекрасна. Прекрасна, прекрасна, прекрасна.