Честный отзыв на «Форма воды»

Честный отзыв на «Форма воды»

Думаю, только дремучий снежный человек в наше время не знаком с творчеством Гильермо дель Торо: он крайне работоспособен и работает не только, как режиссер, но и как сценарист, а ещё иногда играет. Вместе с тем, его режиссерские проекты крайне неоднозначны, и в наших краях высоких оценок не удостаиваются, хотя «Лабиринт Фавна» вообще считают эталоном хоррора, «Багровый пик» во многом прекрасен с точки зрения мистического триллера, а «Тихоокеанский рубеж» — великолепная меха. И вот выходит обласканный критиками фильм «Форма воды», описание которого на Кинопоиске до жути простецкое: «Действие разворачивается в 1963 году. Главная героиня — немая уборщица в научной лаборатории. В стенах секретного учреждения идёт работа по изучению отловленного человека-амфибии. Женщина влюбляется в мутанта и помогает ему бежать…».

По сути всё так — действительно 1963, действительно немая, действительно секретное учреждение и правда амфибия. И влюбляется, да. Казалось бы, перед нами будет фильм ужасов, приправленный щепоткой «Красавицы и чудовища» и запечённый в трупе Холодной войны, но, как и всегда с Гильермо, не всё так просто.

Вообще, дель Торо очень любит сказки. Вот прямо всей душой любит, только взгляните на его фильмографию — все фильмы так или иначе связаны с некими архетипичными сюжетами. И в своём сольном проекте, где он выступает одновременно как режиссер, сценарист и продюсер, от своей любви не отказывается и вываливает на зрителя совершенно фантастический сюжет об абсолютно нереальной любви. При этом все сюжетные ходы просты как три пальца, и предсказуемы донельзя, но этим скорее наслаждаешься, нежели наоборот. В наш век проштампованного кино и тотального цинизма зрителей так смело показать нереально романтичные отношения (и тут слово «нереально» употреблено в своём прямом значении) — это стоит какой-то глобальной смелости.

Но что я всё вокруг да около хожу, сюжет вкратце таков, как написано в описании: живёт себе поживает одинокая немая женщина не самой первой свежести, соседствует с художником и по совместительству владельцем десятка котов и кошек, ходит на скучную работу уборщицей в неком институте и внезапно, в ходе выполнения своих прямых обязанностей, встречает что-то совершенно для себя необъяснимое — жабу размером с человека, которого злобные военные отловили где-то в глубинах Амазонки и привезли бесчеловечно исследовать. Простая женская жалость тянет нашу героиню во все тяжкие, и она начинает прикармливать несчастную жабу яйцами. Ну и понеслось. В дело вмешивается кегебе, американская военная полиция, интриги, шпионы и расследования. А посреди всего этого развивается вся такая романтичная и трогательная история любви необъяснимой жабы и тоже не совсем объяснимой женщины. Трешак? Трешак. Но дель Торо всё это очень грамотно обернул в обёртку под названием «Амели», добавил таинственности, надежды на простое женское счастье — и вуаля, перед вами изумительный фильм, который очень хорошо будет смотреть под аккомпанемент апрельских дождей (полагаю, что именно тогда он выкатиться сами-знаете-куда) и виски. Для девочек там вот эта вот вся любовь и борьба за простое женское счастье, а для мальчиков — шпионские игры и измерение пистолетиков, кровянка опять же присутствует.

Перейдем к художественной части

От «Формы воды» реально не оттянуть за уши, такой он фактурный и «вкусный», не зря я вспомнила фильм «Амели» минутой ранее — прямо с первых минут возникают очень схожие ощущения тактильного присутствия. Очень чётенько, почти так же, как главная героиня вдохновенно бьет чечётку туфельками, зрителя утягивает в атмосферный и проработанный мир, который сразу и не поймешь, сон это или явь. В создании атмосферы очень помогает саундтрек, состоящий сплошняком из ретро-песенок, и старые фильмы, которые там и сям смотрят герои. С одной стороны, я не могу назвать это совершенным плюсом, потому что такой приём вторичен, но на общее впечатление от картины действует очень хорошо. Плюс, конечно же, второй план повествования (Холодная война, борьба афроамериканцев за права и даже несмелые намёки на угнетенное положение гомосексуалистов) тоже крайне положительно смотрится с точки зрения фабулы — типа, смотрите, тут сказка не про одну Красавицу и не про одно Чудовище, а и тех, и других вполне себе много, и чёрт их знает, кто из них кто.

Актёрская работа тут хороша второстепенными персонажами, хоть и Салли Хокинс убедительно сыграла свою роль принцессы наших дней. Но гораздо более приятно наблюдать Майкла Шеннона в роли мятущегося офицера военной разведки, а также Октавию Спенсер, которая, по факту, отвечает за всю небогатую комедийную часть. А уж Найджел Беннет в роли офицера кегебе под прикрытием так вообще порадует разверзнутые раны поклонников сериала «LEXX», я чуть не плакала на каждой сцене с ним. И тут, кстати, мы подойдем к очень важной фишечке «Формы воды» — отдельно похвалить что-то или кого-то не получается, отлично сработали и команда актеров, и многоликий Гильером дель Торо. Фильм очень сбалансированный, очень мягкий и переливающийся. В общем, как вода.

В итоге на выходе мы получили очень качественный и необычайно романтичный для нашего времени продукт, где любовь не объясняют, а естественно показывают, и с жестокостью поступают так же. Как я и говорила в «10 фильмов, которые нужно посмотреть этой зимой», Гильером дель Торо сам вам всё покажет, расскажет, нарисует и заставит переживать, но ровненько в меру. В нём вы не найдёте резкости и сгущенных красок, а только мягкость, текучесть и естественность.

Michael Shannon and Michael Stuhlbarg in the film THE SHAPE OF WATER. Photo by Kerry Hayes. © 2017 Twentieth Century Fox Film Corporation All Rights Reserved

Я буду однозначно рекомендовать «Форму воды» для похода в кинотеатр, но вдвойне рекомендую для просмотра дома. Он не оставляет ненужного послевкусия, да и, не глядя на открытую концовку, отвечает на все вопросы. Додумывать не придется.