Как выжить в маленькой белорусской компании

За всё время моей бурной трудовой деятельности я поработала только в двух маленьких белорусских компаниях. В первой я выдержала 9 месяцев, и она была примечательна только тем, что директор-владелец приходил на работу укуренным в хлам и, соответственно, никого не трогал. А вот вторая… вторая стала реально отличным опытом того, как выживать в атмосфере полного менеджерского кошмара. Кошмара в том смысле, что люди, которые управляли компанией,  совершенно не понимали, как делать это правильно. Они ходили на семинары и они посещали разного рода обучения, но пользы от этого не было — они запоминали какие-то разрозненные слова, пытались применить их в речи, но даже КейПиАй (KPI) они называли (прости святой Адама) КэйПиАй.

Если вы думаете, что в международных корпорациях работают капиталистические твари, то вы жестоко ошибаетесь. Самый ужас твориться в маленьких белорусских компаниях, владельцам которых ВНЕЗАПНО повезло, они где-то срубили кучу бабла, вообразили себя восхитительными управленцами и хозяевами вселенной, и начали творить всякую менеджерскую порнографию.

Короче, если вы готовитесь идти работать в маленькую белорусскую компанию, то вы должны быть готовы к следующему.

1. Процессов нет.

Никаких работающих или похожих на работающие процессов нет. Всё делается по наитию и потому что так исторически сложилось. Почему надо подписывать платежку на заказ визиток у десяти разных людей (и этот список включает уборщицу)? Почему всю почту компании отправляет и получает специалист по маркетингу? Почему HR занимается закупками канцелярии? Почему инженер занимается оценкой этих самых несуществующих процессов? В общем, никакой системы в обязанностях нет. Это реально взрывает мозг.

2. Объективной оценки работы нет.

Что? KPI? Да еще в цифрах выраженный? Да ну, какое там. Вам будут платить зарплату только исходя из того, насколько качественно вы вылизали жопу своему начальнику, а также тем, кто лижет ему жопу дольше и качественной, чем вы. Оценка работы компании осуществляется исключительно по пришедшим на счет деньгам и больше никак вообще. Естественно, это влечет за собой хаотичную, обоснованную только настроением начальства деятельность. Пришли деньги на счет — всё отлично, покупаем тачки по тридцать штук, не пришли деньги на счет — все сотрудники ленивые обезьяны, не умеют работать, всех выгнать и набрать новых.

3. Вы всегда будете виноваты.

Эта моя любимая часть. Что бы не произошло, виноватым останется человек, который пришел в компанию недавно. Это обосновано тем, что в маленьких белорусских компаниях работает крепко сбитый коллектив, который прошел вместе огонь, медные трубы и налоговую проверку. Они очень друг друга любят, а вот к новичкам относятся недоверчиво. Поэтому, даже если вы тысячупиццот раз правы, то в конфликте начальство примет сторону человека, который бухал с ним на корпоративе, покусанный комарами, еще четыре года назад. А вы чо, а вы некомандный игрок.

4. Начальники ужасны.

Серьезно. В маленькой белорусской компании я поняла, каким начальник не должен быть. Потому что увидела тысячи примеров того, как люди не умеют управлять и творят такую менеджерскую жесть, что у меня каждый раз волосы на голове дыбом встают. Вот в этом, этом и еще этом посте я более подробно писала о том, что они делают. Будьте готовы к тому, что вам будут ставить ужасные задачи, не объяснять их по существу и потом вы будете получать пенделей за «некачественно» выполненную задачу. Также, если вы девочка, будьте готовы к сексистским шуточкам и комментариям вида «Ты же девочка, тебе нужно замуж». Реально, я такое слышала практически каждую неделю.

Размытая постановка задач связана прежде всего с тем, что ваш начальник, вероятнее всего, понятия не имеет, чем вы занимаетесь, но у него есть представление (естественно, неправильное) о том, как вашу работу надо делать. Поэтому держитесь.

5. Вообще не понятно, что происходит

Это всё происходит из-за всех вышеперечисленных причин. Сотрудники маленькой белорусской компании вообще не понимают, что они делают, но считают, что заняты ОЧЕНЬ важным делом. Эта уверенность основана на том, что вышеупомянутый директор-владелец считает, что его компания — пуп земли, которой все обязаны, с которой все невероятно хотят работать, и которая двигает в мир что-то невероятно ценное. Чаще всего, конечно же, это не так. Когда же иллюзию директора-владельца пытаются нежно разрушить намёками на то, что его шарашкина контора — ну никак не Apple и не Samsung, у него случается истерика.

Подытоживая, хочу сказать, что работа в крупной танснациональной корпорации ВСЕГДА лучше работы в локальной компании. Просто потому, что там люди с большего понимают, куда они идут. В маленькой белорусской компании такого нет и не будет. А как там выжить? Мне кажется, из текста выше это понятно — никак. Бежать. Ну, или терпеть вот это вот всё.

Меня пугает то, что рядом со мной по улицам ходят люди, которые считают, что всё вышеперечисленное совершенно нормально. Они выросли со всеми этими КэПэАями в голове, и их первый начальник вообще не вдуплял, как руководить. И это ужасно.