Честный отзыв на «Салют-7»

Я откровенно плохо отношусь к современному русскому кино, потому что оно порождает монстров и кадавров, снятых по книжке «Как не надо снимать кино»: в каждом втором фильме проскакивает бряцание оружием, великоимперские посылы и вот это вот всю рюсское. До боли странно было видеть мало такого во «Времени первых», который успешно отпремьерился на День космонавтики, и я ожидала, что «Союз-7», до крови бившийся за премьеру в тот же день, поддержит марку. Ведь всё-таки тема космонавтики для России, как наследницы СССР, является поводом для гордости.

Но, как выяснилось, Россия готова свой повод для гордости растоптать и растерзать в угоду зрелищности и кассовым сборам.

Нет, я знаю, что в исторических фильмах (к коим себя относит и «Салют-7») историю всегда чуть-чуть подкрашивают, укладывают ей волосы покрасивее и одевают помоднее, чтоб смотреть на неё было интересно. Но рассматриваемый фильм с историческими событиями, произошедшими на станции Союз-7 перекликается только несколькими деталями, всё остальное — жесточайший (в том числе местами по бредовости) вымысел. Поэтому я не буду рассматривать его как исторический, потому что он таковым не является. Итак, синопсис сюжета (постарайтесь не ржать громко). Имеется советский космонавт, которому врачи запретили летать, потому что он в космосе видел всякое (не объяснено, что, показано, что это какой-то свет). И тут внезапно болтающаяся в беспилотном режиме законсервированная советская станция прекращает отвечать на команды ЦУПа и, судя по всему, планирует начать новую жизнь, медленно падая на Землю. Руководство космической программы и злобные кэгэбэшники в панике: на орбиту запланирован пуск американского Шаттла с грузовым отсеком аккурат подходящим под размеры ушедшей в самоволку советской станции, они точно будут её тырить и разбирать по молекулам, чтобы украсть очень важные советские секреты (бред бредячий даже с точки зрения возможностей кораблей программы Space Shuttle — Союз-7 весил почти 20 тонн, а американские корабли могли вернуть на Землю с орбиты только 14,5 тонн). Что же делать? Нужно срочно запускать экипаж к станции, чтоб его починили! Ожидаемо в качестве командира выбирают нашего отстраненного за видения героя и берут ему в напарники инженера. Всё, полетели. По прилету на станцию сразу же начинаются проблемы разной степени серьезности, с которыми наши космонавты успешно справляются. На Земле же в это время кэгэбэшники в разных тональностях бубнят «сбивать надо станцию, надо сбивать, сбивать надо, будем сбивать», а жены космонавтом пьют валерьянку и истекают слезами. Потом все проблемы решаются, и экипаж готовится к отправке на Родину.

Роль командира с глюками досталась Владимиру Вдовиченкову, инженера — Павлу Деревянко, главного по ЦУПу исполнил фактурный Александр Самойленко, а старадющая жена — Мария Миронова. Так как перед актерами не стояла задача передавать исторические события, а нужно было просто играть персонажей, написанных по факту практически с нуля, то справились все неплохо: Миронова очень натурально страдает, Самойленко достоверно переживает, Вдовиченков и Деревянко вполне себе приятно играют одиноких космических волков-спасителей человечества.

Сам фильм оставляет прочное послевкусие того, что я посмотрела голливудский блокбастер типа «Послезавтра» или «Армагеддона», только снятый про русских: тут все, абсолютно ВСЕ стереотипы, начиная от клизмы с водкой и заканчивая летающим космическим тараканом и шуточками «за 300». Только вот очень странно смотрятся Вдовиченков и Деревянко, говорящие на чистом русском языке без американского акцента. При этом этот американский фильм про русских снимал криворукий чудак без чувства прекрасного — одна из худших операторских работ, которые я видела за последний год. Музыка тоже подкачала: она бьет по ушам в самие неподходящие моменты, временами перетягивает на себя максимум внимания и — что забавно — бравурно мурчит в моменты когда герой принимает решение героически самоубиться.

Привезенная на предпремьеру Мария Миронова бодро рассказывала о том, что они снимали фильм о героизме, но, по факту, это фильм о стандартных русских действиях «на авось» и о том, что самоуверенность приводит к проблемам.

Идти ли на него в кино? С огромной уверенностью я не рекомендую этого делать. Это не тот фильм, на который стоит тратить свои денежки — он не достоверен исторически, глуповато и некрасиво снят и вообще, на домашнем экране будет смотреться получше (ведь операторские косяки и ужас компьютерной графики будут менее заметны).

Дальше спойлер

Вообще, в конце есть одна великолепная по символичности сцена, я не знаю, намеренно ли она символичная или режиссер в очередной раз не доглядел: советские космонавты, дочинив свой космический лом и находясь в открытом космосе — оба грязные, тощие, холодные и голодные — видят, как мимо них пролетает новенький, чуть ли не сверкающий, американский шаттл. Американцы, тоже чистенькие и хорошо откормленные, смотрят на русских и летят себе дальше. Потрясающе.