Наш ВУЗ и норвежский: в чём разница?

Сейчас стало очень модным учиться за границей: мол, и качество знаний лучше, и преподаватели чаще не теоретики, а практики, и можно сразу идти работать, потому что полученные в западном ВУЗе навыки вполне себе применимы сразу после завершения учебы. Знаете что? Это всё правда.

Мне повезло проучиться полный год в Норвегии, в университете города Молде, который специализируется на логистике и (сюрприз) медицине. Я заканчивала магистратуру по логистике. И, по правде, знаний и навыков у меня в голове осталось гораздо больше, чем после белорусского ВУЗа, хотя его я закончила очень хорошо.

Основное отличие в методах вдалбливания знаний в головы студентов в Беларуси и в Норвегии — там больше практики, чем тут. Лекции строились так, что после короткой теоретической части сразу же давались практические задания на отработку услышанного. И по итогам оценки выставлялись не за то, что ты наизусть отбарабанишь главу из учебника, а за грамотную переработку полученных знаний и доказанную способность применить их на практике.

На самом деле, в западной модели высшего образования гораздо больше свободы для мышления, это достигается тем, что на лекции дается лишь базовый теоретический материал, для достижения единого понятийного аппарата у всех слушателей. После этого предоставляется возможность изучить выдержки из литературы, которая представляет разные точки зрения на предмет, с разными методами работы и механизмами. А попутно выполняешь практические задания, которые направлены на закрепление навыков.

Расскажу немного про то, как происходит выбор занятий и их посещение. Опять же никакой принудиловки: чтобы окончить семестр, необходимо набрать определенное количество баллов. Чтобы набрать эти баллы, можно выбрать курсы из предложенных. Например, на специальности «Логистика» можно было взять как математику и матмодели, так и управление изменениями, информационную логистику или что-то подобное. Только пара предметов были обязательными. Потом, по итогу сдачи зачетов или экзаменов по предметам, в электронную «зачетку» вносилось то количество баллов, на которое ты сдал. Важно отметить, что каждый предмет имел свой «вес», чем труднее его программа, тем больше был этот самый вес.

Основное внимание преподаватели уделяли творчеству студентов и групповой работе, где-то 60% заданий выполнялись группами от 2х до 4х человек. Также надо было делать достаточно много презентаций, для которых нужна была основательная подготовительная аналитическая работа. Еще очень часто в качестве зачетов и экзаменов писали эссе, которые представляли себе размышления на тему чего угодно, но связанного со сдаваемым предметом.

Вообще, на мой взгляд, основное отличие западной модели высшей школы от нашей, постсоветской, в том, что западная модель учит думать самостоятельно, а наша — хорошо запоминать информацию. Еще было очень много свободы, но это связано именно с обучением мыслить, — можно было спорить с преподавателем, и это считалось нормальным. На выпускных зачетах, кстати, часто можно было пользоваться литературой и компом, особенно, если предполагались какие-то вычисления. Всё для того, чтобы студентик учился думать самостоятельно, а не вызубривать.

Несколько слов об атмосферной составляющей обучения: без сюрпризов, тоже полная свобода. Здания университета открыты для студентов круглосуточно, в классах можно хоть спать, никто ничего не скажет. Сверхбыстрый вайфай, дружелюбный персонал (который, кстати, был всё время озабочен тем, как чувствуют себя студенты). Классы, опять же, оборудованные всем самым новым и очень удобным.

Напоследок скажу, что образование в Норвегии бесплатное. Вообще бесплатное. Государство часто еще и доплачивает на учебники, проживание и прочее, ну или субсидирует эти вещи путем скидок при оплате.

Внимание, вопрос. Почему у нас нельзя сделать образование бесплатным и качественным?