Честный отзыв на «Матильда»

Честный отзыв на «Матильда»

Мне кажется, что на постсоветском пространстве мало кто не слышал в последние полгода о выходе фильма «Матильда» Алексея Учителя, и это случилось не благодаря масштабной рекламной компании (хотя, кто знает…), а благодаря криком «православных» о очернении (обожаю с недавних пор это слово) великой памяти Николая II. Они и письма слали, и поджогами грозили, и, в общем, бесчинствовали в лучших традициях, а руководил этим всем крымский няш-мяш Поклонская, которая не раз признавалась в любви к последнему русскому царю. Ну, то есть изначально о художественной ценности «Матильды» речи вообще не шло, а звучала только громчайшая шумиха вокруг истории, описанной в фильме: наследный принц Ники влюбляется в балерину Мариинского театра Матильду Кшесинская, она вся такая роковая, там любовь-морковь, выбор между счастьем своим и счастьем государственным». Что ж, как идея для русского народного мокьюментари звучит неплохо.

Начитавшись чужих рецензий, я шла на «Матильду» с неким трепетом в душе: они все были слишком плохими, от фильма реально камня на камне не оставляли. Как обилие положительных рецензий (вспомним ужасную «Чудо-женщину») не гарантирует качества фильма, так и обилие негативных не гарантирует того, что он безусловно плох. Некоторые критики называли «мама!» Аронофски «худшим фильмом года», но он, естественно, является чуть ли не лучшим фильмом года. Так что предчувствия были двойственными.

Но этот фильм прям с первых кадров прокричал мне в лицо «Ты пришла смотреть на крайне непродуманную отрыжку киноискусства»: барышня в длинном платье и на каблуках, бежала по лестнице быстрее, чем тренированный офицер. Можно, конечно, предположить, что ею двигали чувства, но дальнейшая сцена с балеринами весом с небольшого слона опровергла эту догадку: просто фильм и правда снимали для распила двадцатипятимиллионного бюджета. Нам как будто стрелочки рисуют, куда эти деньги были бездарно потрачены: вот расшитые парчой занавеси, а вот шелковый лиф балерины, укрепленный бисерной вышивкой, который внезапно утрачивает свои основные функциональные качества и уныло спадает с груди танцовщицы, накручивающей фуэте. Эта же балерина за три минуты до этого с надрывом в голосе спрашивала «Мы что тут вам, бордель?» и казалось жутко этим фактом оскорбленной, а теперь вот скачет перед наследником престола с голой грудью и томно на него поглядывает. Видимо, смирилась.

Всё, это единственные более-менее осознанные моменты фильма, в которые зрителю ещё дозволяется что-то там соображать. Дальше начинается мясорубка из следующих друг за другом совершенно несвязанных сцен, которые ближе к середине фильма и далее погружают в ужасающее ощущение того, что ты попал в чужой плохо срежиссированный ночной кошмар. Оставьте за дверьми кинозала вопросы «Кто этот человек?», «Почему такой-то так-то поступает?», «Как вот этот вообще сюда попал, он же утонул в предыдущей сцене?» и, главное, «Что вообще происходит?» — вы не получите на них ответов. Просто расслабьтесь и… попытайтесь получить удовольствие от этого вот всего, но лучше не надо.

Очень сильно смущали разные мужчины (Николай II, некто Воронцов и великий князь) бегающие туда-сюда и орущие что есть мочи «Маля-Маля!», причем причины этих криков были в том, что сначала Маля их любила, а потом разлюбила, но затем передумала, и так все 109 минут экранного времени, которые, к слову, кажутся излишне растянутыми и в моём личном времени растянутыми часа на три. Также смущаем обилие РОСКОШИ, сусального золота и преданности отчизне. Преданности последней настолько много, что она временами выходит из берегов и взрывается не в том месте. На фоне этого балерины трясут двойными подбородками и светодиодами (!!) на платьях, а оператор детально это всё снимает, фокусируясь на богатых интерьерах и нарядах.

Дальше об актерских работах… ну как работах… учитывая, что оба исполнителя главных ролей, — Ники и Матильды, — по-русски не очень говорят, то и получается у них не очень, актеры слишком озабочены правильной артикуляцией, и сыграть им удается не очень. Миронов же практически неузнаваем на втором плане, но от этого кажется единственным, кто играл, а не пытался читать текст. Также порадовали актеры старой школы, Дапкунайте и Гармаш, у которых немного экранного времени, но много смысловой нагрузки, которую они отыгрывают на ура — не шаблонные персонажи, а личности. И странным образом порадовал Козловский, который там и тут мелькает в фильме, изображая психа, сумасшедше влюбленного в главную героиню. На фоне абсолютной невыразительности оной, его герой выглядит даже как-то… приятный, хотя кто ж мог ожидать такого от Козловского-то.

В целом, учитывая всё вышесказанное, у меня возникло ощущение, что я смотрю двухчасовой промо-ролик к телесериалу длинною в «Бедную Настю», с которой, как мне кажется, и слизаны многие матильдины сюжетные перипетии: и высокопоставленный страдалец, и «брат» его, дурачок Иванушка, который оберегать Алёнушку из низов стремиться, и даже злобные родственники. Так что, возможно, сериал из «Матильды» и получится смотрибельный, но как полнометражный фильм — нет, нет, нет и еще раз нет.

Не ходите на него в кино, не тратьте деньги и нервы.

P.S. Кстати, Козловского на основной постер вытащили токмо рожи его распиаренной ради — в фильме его персонаж практически незаметен и появляется от силы минут на 10

2 мысли к “Честный отзыв на «Матильда»

  1. >который внезапно утрачивает свои основные функциональные качества

    Сразу видно, кто смотрел в этот момент в экран телефона, а не на экран кинотеатра :)

  2. Сразу видно, кто ни разу не носил бюстгалтеры. Или носил, что так хорошо разбирается в их основных функциональных качествах? :)

Комментарии закрыты.