Честный отзыв на «Нелюбовь»

В последнее время я редко выхожу из кинотеатра в хорошем расположении духа, чаще наоборот: хочется плеваться, злиться, курощать и низводить людей и вообще жить грустно. В последний раз было не грустно после «Далиды», честно говоря. И тут о Боже, в Минске дают «Нелюбовь» Звягинцева, фильм, взявший приз жюри в Каннах! Может, хоть после него захочется жить и творить! Уж всяко на это было больше шансов после «Нелюбви», чем после «Чудо Женщины», которая премьерилась в тот же день.

Из кинотеатра я шла даже чуть-чуть пританцовывая: впервые за несколько месяцев я посмотрела фильм не для дебилов. Это такое облегчение, что я временами от пронзительности чувств начинала шмыгать носом.

Итак, что мы имеем? Это, наверное, первый фильм Звягинцева, который теоретически может быть понят и народом попроще (если на него упадет глаз в вечерней программе телепередач), и публикой поизбалованнее: в нём, безусловно, есть щедрой рукой рассыпанные отсылки и иллюзии, но присутствует и крайне стройный сюжет. Он неторопливо и умеренно захватывающе развивается и очень логически заканчивается. И это привлечет аудиторию разного рода, что пойдет современному обществу только на пользу, ведь в фильме поднимаются вопросы, которые сейчас стоят очень остро.

В начале фильма мы видим семью, проходящую через развод: мальчик 12 лет, мама и папа. Папа обрюхатил молодую и блондинистую барби и уходит к ней. Мама нашла себе богатого и надежного и хочет к нему. Один только мальчик Алёша никого не нашел и никому не нужен. Эта вся семья была создана по молодости, глупости и залёту: мама очень хотела сбежать от своей мамы, папа очень хотел детей и семью. И это проблема подавляющего большинства семей на постсоветском пространстве. И именно поэтому этот фильм обязателен к просмотру.

Актерская игра на отличном уровне, хотя практически с первых минут фильма понятно, что актеры — это всего лишь марионетки, которыми режиссер рассказывает свою историю. На руку этому играет и то, что актеров нигде серьезно, кроме как в этом фильме, широкая аудитория и не видела. Соответственно, мы не ассоциируем их с предыдущими ролями или с теми образами, которые так или иначе создаются у нас в голове, если человек публичен, мы видим просто Женю и Борю — двух ребят, которые попали в непонятную ситуацию, и пытаются с ней справится.

Атмосфера фильма тяжелая, давящая, визуал и музыка этому, естественно, способствуют. Некоторые дамочки и особенно чувствительные мужчины даже прослезились — ну а почему бы и нет. Тем не менее, нельзя отрицать визуальной красоты того, что мы видим на экране: даже московские человейники и заброшенные развалины смотрятся мощно, по-жизненному, и это, наверное, понравилось мне в «Нелюбви» больше всего.

Этот фильм — жиза. Вот самая настоящая жизненная жиза, без сказочек, летающих единорогов и прочих атрибутов современного кино. «Нелюбовь» — жёсткое кино. Оно тыкает зрителя носом в реальность, которая его окружает, а не рассказывает успокаивающих историй. И этот тычок больный, он заставляет задуматься, и это очень круто.

Ведь хорошее кино — это то, которое заставляет думать.

А на закуску — минусик. Он маленький, но он есть, герои слишком много времени уделяют вербализации и так очевидных вещей: главная героиня, например, излишне долго и в подробностях рассказывает о том, почему она хочет уйти от мужа, причем делает она это два раза. Это немного утомляет. Но, думается мне, режиссер привнес этот элемент намеренно, чтобы основная идея фильма была понятна вообще всем.

Короче, идите на «Нелюбовь». Точно не пожалеете. Он мрачный, жестокий, вам будет больно, но вы не пожалеете.