Честный отзыв на «Джеки»

Когда Натали Портман прокатили с «Оскаром» за роль в фильме «Джеки», я немедленно купила билет и побежала смотреть, чем же Эмма Стоун в «Ла-Ла Лэнде» лучше очевидно более талантливой коллеги. Просмотр Джеки помог мне ответить на этот вопрос, а также на вопрос о том, почему же мне так не понравился «Ла-Ла Лэнд». То есть, я очень продуктивно провела вечер.

Мне кажется, о таких значимых людях, как Жаклин Кеннеди, очень трудно снять качественное кино, ведь их жизнь в значительной степени мифологизирована и уже вошла в мировую культуру. Соответственно, любые попытки снять байопик будут встречаться с сопротивлением массового сознания. Поэтому выбор сюжета для «Джеки» где-то беспроигрышен, ведь это не банальная костюмированная драма о фактах жизни первой леди США. Это глубокая эмоциональная картина о женщине, которая потерялась. И сюжет — это всего лишь рамка для этой картины. Мы видим где-то неделю жизни Жаклин Кеннеди, с момента приземления в Далласе и до перезахоронения двух её умерших детей. Лента примечательна тем, что она почти полностью состоит из монологов Джеки о своём муже. Из-за этого массовому зрителю может показаться, что все полтора часа ничего не происходит. В каком-то смысле оно так и есть, но это только на первый взгляд.

По сути, «Джеки» — это история о женщине, которая в один момент потеряла всё, что она строила своими руками очень долгое время. Жаклин представлена как твёрдая, где-то даже жёсткая женщина. Она пристально перечитывает то, что записал с её слов журналист во время интервью, что-то вычеркивает и дописывает. Она настаивает на пышных погребальных церемониях для мужа, хотя все вокруг против. Она бродит по Белому Дому в вечерних платьях, с сигаретой и стаканом водки. И говорит о том, каким прекрасным мужем был Джон Кеннеди, как она им гордится и какой честью для неё было быть его женой.

Прелесть фильма складывается из деталей и маленьких диалогов. Вот она спрашивает у водителя катафалка «Вы знаете, кто такой Джеймс Гарфилд?» (один из убитых президентов США), он не знает. Тогда она спрашивает «А кто такой Линкольн?» и водитель, естественно, отвечает на этот вопрос. И Джеки говорит «Мне нужна литература о похоронах Линкольна». Вся сцена длится меньше двух минут, но насколько много можно понять о самой героине и о том, что ей движет. И Натали Портман отлично удалось передать всю гамму эмоций потерянной женщины, проходящей путь от шока и растерянности до момента принятия решения и его воплощения в жизнь. Мы отлично понимаем, что смотрим на невероятно сильного человека, перенесшего тяжелый удар и в один миг потерявшего всё, на что были положены годы упорной, иногда даже грязной работы, жертв и усилий.

По итогу зритель должен прочувствовать каково это: фактически положить лучшие годы жизни (ей было 34 на момент убийства Кеннеди, в шестидесятые Джеки считалась уже зрелой дамой) на достижение значимого статуса в обществе, а потом потерять его и, собрав остатки сил, сделать всё и вернуть его, встав даже на ступеньку выше.

Отдельную прелесть «Джеки» придают яркие эмоциональные пятна: громко играющая песня, истерика Джеки после убийства Ли Харви Освальда, три свечи на торте для её сына в его день рождения. Это как заметные запятые в повествовании.

Натали Портман справилась с ролью на десятку с плюсом — ей веришь каждую секунду, от момента истерического стирания крови мужа с лица в самолете, до циничных указаний репортёру (это вообще отдельная изумительная тема, наслаждалась каждую секунду).

После просмотра фильма у меня остался только один вопрос: почему, чёрт возьми, Натали не дали Оскар? Что, в этом году было нужно фальшиво петь ради него? Что, блин, не так со всеми этими людьми?

А потом я поняла, и одновременно, кстати, стало понятно, почему мне так не понравился хайп вокруг «Ла-Ла Лэнда». «Джеки» — это история об умной и взрослой женщине, которая принимает взрослые и тяжелые решения, несёт за них ответственность, хоть и искренне страдает из-за этого. «Ла-Ла Лэнд» — это история о двух детях, которые как раз не смогли нести ответственность за свои решения, пропели друг другу My Heart Will Go On в другой тональности и разбежались. Видимо, сейчас в моде безответственность. И это очень грустно.

Короче, посмотрите «Джеки», если в еще этого не сделали. Посмотрите, что делают взрослые люди в тяжелых ситуациях.

tumblr_ognl42ykjy1r83d7lo10_500