Как удачно завершить проект

Это будет немного эмоциональный пост. Потому что ну накипело уже.

Я считаю, что у меня достаточный опыт ведения проектов. Я завершила либо довела до UAT немало разнообразных проектов, как для конечных потребителей продукции компаний так и для потребителей внутри компаний. И точно знаю, как вести проект, как решать возникающие вопросы и управлять ресурсными и иными рисками. Не лучший менеджер проектов, но кое-что знаю и умею. И очень хочу поделиться знанием о том, как не надо вести проекты. Возможно, это кому-то пригодится.

Во-первых, никогда не подпускайте конечных потребителей к техническим специалистам, исполнителям. Это автоматически ведет к возникновению адской чёрной дыры, которая засасывает ваши нервы и ваше время. Приведу пример: на одном проекте в самом начале бизнес оунером было заявлено, что менеджер проекта имеет право эксклюзивного доступа к исполнителям. То есть только он взаимодействует с исполнителями по проекту и, предварительно согласовав с ответственными внутри компании, доносит общее согласованное решение по проекту до них. В ходе проекта всё как-то внезапно поменялось, волевым решением руководства конечные потребители были допущены до продукта. Это вылилось в затягивание сроков сдачи, тотальную несогласованность действий и истерики исполнителей.

Конечник на проекте — это как слон в посудной лавке. Чаще всего он не понимает, что происходит, не понимает конечной цели продукта, который разрабатывается, и плевать хотел на это всё. Но зато кричит громче всех, что продукт не готов и он в нем не разбирается, а исполнитель не желает выполнять его требования.

Во-вторых, никогда не верьте планам. Не было у меня ни одного проекта, который завершился в срок, указанный в первоначальном плане. И не надо этого боятся, смещение сроков сдачи на неделю или на пару дней — это заранее прогнозируемое и управляемое событие. И всё можно согласовать с заказчиком, потому что и у него в ходе проекта были косяки. Всегда составляю планы проектов с поправкой на то, что заказчик может оказаться в неадеквате — то есть плюс две недели к любому дедлайну.

В-третьих, проект — это просто безумный коктейль из безумных людей, которым что-то друг от друга надо. Дело менеджера проекта — развести этих людей по разным помещениям и ни в коем случае не допускать их друг до друга, а, если не получится, то тщательно документировать каждое их взаимодействие. Потому что больше бумаги — чище жопа. Поэтому, каждый чих проекта обязательно нужно заводить на бумагу и рассылать максимальному количеству получателей, ну просто чтоб были в курсе.

Нельзя поддаваться на подкаты стейкхолдеров или исполнителей вида «да мы и так всё сделаем/предоставим/напишем». Не сделают, не предоставят и не напишут. Всегда требуйте бумажку (или электронное письмо в нашем быстро развивающемся мире).

И да, проект, любой проект, в любой сфере — это просто умение спокойно разводить две стороны по разным углам. Желаю вам научится это делать.