Честный отзыв на «мама!»

Я готовилась безжалостно избивать, крушить и не оставлять камня на камне от нового фильма Даррена Аронофски «мама!». Во-первых, я не фанатка Дженнифер Лоуренс, ни разу. Во-вторых, «Ной» Аронофски мне категорически не понравился. В-третьих, излишне напрягало предрелизное молчание: первый тизер и трейлер появились чуть больше, чем за месяц до премьеры. И, в-четвертых, фильм изначально позиционировался как хоррор, а где логика в выкате в прокат хоррора через неделю после «Оно»? Правильно, логики никакой. Но «мама!» и логика — это две диаметрально противоположные вещи. «мама!» безжалостно меня избила, сокрушила и не оставила камня на камне. Это изумительный фильм, который должен посмотреть каждый и любой, и вот почему.

Аронофски не заботится тут о твоих чувствах, зритель. О нет, это кино совсем не про кассовые сборы. «мама!» — о глубоком исследовании себя режиссером, об исследовании страхов, комплексов и архетипов. Это весьма архетипичный фильм, и он зайдет тем, кто одарён смелостью самокопания или хотя бы благородством созерцания. Он трудный, и сложный, и противоречивый, и мерзкий, но, самое главное, он — прекрасный.

Если вы надеетесь на хоррорный сюжет со скримерами и тягучей интригой, то вы его не найдете, и смотреть этот фильм вам не стоит. Он страшный, страшнее, чем «Оно», но пугает в совершенно другом смысле — тут придётся думать самому, за зрителя никто ничего не додумывает, и до конца сеанса ты будешь сидеть, погруженный в свои собственные страхи. Если позволишь им проявится, конечно же. Как же прекрасны были люди, которые орали после выхода из зала «Что за х**ню я только что посмотрел!». Твою собственную, малыш, только твою собственную.

Но перейдем от вступления к матчасти. В любом фильме должен быть сюжет, тут он тоже есть: молодая прекрасная дева живет с перезрелым писателем в пасторальном доме. У писателя творческий кризис, по поводу которого он явно страдает, а вот дева не страдает — она строит дом после жуткого пожара, уничтожившего его полностью. И вот одним прекрасным вечером в дверь стучат и появляется Мужчина, затем его Жена и после два сына, которые стремятся друг друга прибить. Ничего не напоминает? А это первая подсказочка в понимании о чём «мама!» вообще. Но дальше действие разворачивается и превращается в постепенно набирающий обороты ад для главной героини. Тут позволю себе ремарку: вы весь фильм будете наблюдать только и исключительно от лица главной героини, мотивы поступков других персонажей для вас будут оставаться за кадром, да и ряд поступков тоже. В начале мне казалось, что это реальный режиссерский косяк, что нельзя на протяжении двух часов оставлять зрителей практически наедине с Дженнифер Лоуренс, но под конец стало понятно, что только так и можно было сделать для успеха фильма.

Это, в общем, всё, что я могу сказать о сюжете без спойлеров. Хотя самый жирный я уже дала и, если вы поняли, то бегите в кино, БЕГИТЕ.

По актёрам, Аронофски удалось собрать крайне впечатляющий ансамбль на главные и второстепенные роли, все прекрасны (кроме Дженнифер Лоуренс) до слез. И Хавьер Бардем в качестве самовлюбленного творца, и Эд Харрис с Мишель Пфайфер (она-то как раз демонически прекрасна). И даже массовка! В моменте от неё начинаешь просто задыхаться.

Но, честно говоря, я устала хвалить фильм без конкретики, поэтому, если вы не готовы к спойлерам, то дальше не читайте.

ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ

Я ПРЕДУПРЕДИЛА!!!

Итак, как я вижу, в «мама!» мы видим авторское переосмысление Ветхого и Нового заветов и плюс его собственные домыслы по поводу всего вот этого христианского. Героиня Дженнифер Лоуренс — смиренная жена, строящая свой идеальный дом и желающая детей. И тут в её прекрасный и нетронутый мир по желанию её мужа (читай — человека, который имеет над ней абсолютную власть) вторгаются двое, которые с завидным упорством крушат её идеальный мир, при полном попустительстве мужа. Он рад этим гостям. Он их как будто создал. Далее он создаёт ещё и ещё, новых и новых людей, который уничтожают весь её дом. Весь рай, где она сотворила всё и где имела совершенную власть. И всё это заканчивается её взрывом, протестом, диким криком «Не пускай их сюда!». Но он начинает всё заново. Как по мне, так это авторская аллегория на падение Сатаны. По некоторым трактовкам он был любимым ангелом Бога, но ослушался Его и был свергнут в ад. И всё вот это мы видим в «мама!» — героиня ослушивается героя и умирает в адском пламени (буквально), но в итоге вынуждена отдать остатки себя. И возродится, всё с той же любовью, которую придется отдать. Если копать ещё глубже, то в «мама!» очевидны архетипичные образы противостояния женского и мужского, инь и ян. Да, сливаясь они порождают новое, но нужно же еще найти основу для того, чтобы слиться. И потом выдержать наличие этого нового.

Короче, у меня всё ещё слишком много мыслей в голове по поводу этого фильма. Вероятнее всего, я пойду на него еще раз. Может быть, я что-то упустила.

Но он прекрасен. Он не оставит камня на камне.

  • Ivan Radziankou

    Сам Аронофски дал давеча интервью, в котором сказал, что фильм о том, что берегите природу, мать вашу. А не о том, что вы там придумали.
    Но ему сказали, что он дебил и ничего не понимает в этом Высоком Кино!