Честный отзыв на «Черновик»

Честный отзыв на «Черновик»

И треснул мир напополам, дымит разлом,
И льётся кровь, идёт война добра со злом.
И меркнет свет, в углах паук плетёт узор,
По тёмным улицам летит «ночной дозор».

Ну, или примерно следующие строчки звучат в голове у каждого олдскульного фаната отечественной фантастики, когда он слышит имя Сергея Лукьяненко. Правда, самой популярной его серией был «Ночной дозор», по которой Бекмамбетов успешно снял два фильма. Но Лукьяненко на самом деле был весьма плодовитым писателем и успел накропать ещё ряд удобоваримых вещей (в юности я прочитала их все), и наиболее заметной из них был «Черновик» — написанная в узнаваемой авторской стилистике книжица про параллельные реальности. Надо отметить, что книжица получилась действительно увлекательной и, как и «Дозоры», вполне себе годной для экранизации. Думаю, мои сверстники, которые запоем читали Лукьяненко в те годы, со мной согласятся. Но с экранизацией тянули и, по итогу, в феврале в нас плюнули двухминутным тизером с матрешкой-убийцей. Всё остальное, кроме матрешки, там было мутно и непонятно.

Сразу скажу — мутно и непонятно осталось. Русские как-то вот вообще с фантастикой не ладят.

Знаете, когда я смотрела «Черновик» (сейчас об общем впечатлении о данном высере произведении соседского кинопрома) — у меня возникали настойчивые ассоциации с простиГосподи «Розовым Танком» г-на Бондарчука (т.е. кинокартине «Обитаемый остров»): те же мечущиеся герои, невпопад произносящие свои сценарные реплики, тот же тупой, но добрый, как у молодого бычка, взгляд главного героя, и, главное, невозможное количество объяснений. Объяснений в том смысле, что герою говорят «Вот ты пришел оттуда, а пойдешь туда, потому что вот поэтому» или «Ты стал тем-то, потому что тот-то так решил, а решение это он принял потому-то». Ну, то есть нам не показывают, что происходит, а рассказывают. Из-за этого чувствуешь себя как первоклассник на спектакле для детей младшего дошкольного возраста, где на сцену выгнали Хрюшку, Собачку и Петушка, а добрая воспитательница ласково и медленно рассказывает, что ж они тут делают и как всё закончится, попутно озвучивая прописные истины вида «Врать плохо», «Надо работать в команде» и всё такое прочее. Кратко говоря, постановка ни к чёрту, как фильм для даунов.

Дальше больше — у меня такое ощущение, что режиссер, господин Мокрицкий, который большую часть своей карьеры отпахал оператором, книжку целиком не читал, а читал только автореферат или, может, синопсис какой, потому что от книги взяты только основные сюжетные повороты (вот вообще совсем базово основные), которые при этом объясняются не как у Лукьяненко, некими наблюдениями главного героя за окружающей действительностью, а вот тупо словами. Я даже, придя из кинотеатра, кинулась перечитывать «Черновик», чтоб понять, либо и там всё так плохо, либо всё же режиссер где-то напортачил. Осмелюсь вам донести, что в книжице всё хорошо, а вот в фильме в плане сюжета и подачи основных твистов — нет. Более того, даже с основных книжных твистов акценты смещены на что-то современное нам, и потому еще более мерзкое. Если в книге главный герой преследовал более-менее общечеловеческие интересы, то тут он преследует исключительно личные и типа сквозь их призму всё остальное, но уже опосредованно. То есть и тут минус. Экранизируешь книжку — экранизируй как надо!

Ну и сладчайшая часть — подбор актеров. Их попытались омолодить и осовременить как только могли. Помните боевую старушку из «Белой Розы» которая Роза? Её играет нежнейшая Юлия Пересильд из «Холодного танго». Вот как можно было скуластую чисто славянской внешности (т.е. голубоглазую и светловолосую) деву замалёвывать под видавшую виду хозяйку полуборделя? Да даже если б я книгу ранее не читала, у меня возник бы ряд вопросов. Ну написано же — женщина забальзаковского возраста, ну снимите вы Яковлеву с роли матери главного героя (тем более что те сцены, где она есть, смысловой нагрузки всё равно не несут) и дайте ей играть Розу, она бы справилась. Или вот возьмем главного героя, которого сыграл Никита Волков. Этот мальчик с ужасающих «Танцев насмерть» притащил только пафос, сжатые челюсти и ауру этакого Паттинсона с задержкой в развитии. На него неприятно смотреть, он неприятно проговаривает свои реплики и, судя по всему, вообще не понимает, что он делает на съемочной площадке. Остальных актеров я даже не знаю, как оценить, настолько их роли оторваны от сюжета в целом.

И еще, казалось бы, что в книге про параллельные миры нужно уделить максимальное внимание детализации и проработке этих миров, переводя на общепризнанный язык — ВБУХАТЬ БАБЛА В КОМПЬЮТЕРНУЮ ГРАФИКУ, но и это не удалось. Большинство сцен сняты в откровенном павильоне с откровенно плохим светом, а всё, что не в павильоне выглядит так, как будто графику рисовал школьник-фрилансер на коленке, прямо на уроке русского языка и литературы. Ну, то есть даже до уровня кустарного «Космической Жопы» «Притяжения» не дотягивает, хотя, казалось бы, бабло текло из одного источника.

Посему, если вы поклонник Лукьяненко и более-менее смутно помните книгу «Черновик», путь в кино вам заказан, будете рыдать кровавыми слезами все два нуднейших часа хронометража. Если вы не поклонник и хотите скоротать в кино вечерок — тоже не рекомендую, почитайте лучше книжицу.

p.s. Восточные соседи! Не умеете снимать фантастику — не снимайте!

p.p.s. Как Лукьяненко дал добро на выпуск этого на экраны — не пойму. Видать, деньги очень нужны были.

p.p.p.s А ХАКАМАДА ТУТ ПРИ ЧЁМ?!?