Честный отзыв на «Бегущий по лезвию 2049»

Все ждали-ждали этот фильм и я тоже ждала-ждала, причин такому массовому ожиданию множество, начиная от впечатляющего состава съемочной группы и заканчивая флером очарования первой части, которая для массовой культуры стала во многом прорывной. Вольная экранизация романа Филипа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы», в которой снялись Гаррисон Форд и Рутгер Хауэр, а ставил Ридли Скотт, впечатлила очень многих, но многим же показалась мрачной, чрезмерно апокалиптичной, где-то смазанной и трудной для восприятия, а в итоге стала лучшим научно-фантастическим фильмом мира согласно одному из множества рейтингов. «Бегущий по лезвию» 1982 года реально трудно смотреть, но он стоит просмотра.

И, естественно, перед Дэни Вильнёвым как перед режиссером сиквела стояла практически невыполнимая задача: снять продолжение культового фильма и не упасть в грязь лицом. Упал или не упал — читайте далее.

Пробежимся по той части, которая была очевидно сильной в первом «Бегущем» — по актерскому составу.

Когда появилась первая информация о том, что главную мужскую роль сыграет Райан (простисвятойАдама) Гослинг, мои ожидания от фильма сильно приупали. Я не вижу его как драматического актера, а уж как замену Гаррисону Форду — вообще нет. Да и в целом, выбор этого актера на роль мятущегося душой полицейского — очень плохая идея, потому что Гослинг слащав, до ужаса утончен и где-то даже женственен (всеми этими эпитетами я заменила одно слово — «гееподобен»). Хорошая новость — им в фильме проламывают стену. Дальше плохие: он не драматический актер и, если задумкой режиссера было сделать из него реального главного героя, то она провалилась. Хорошо что он мало говорит по сюжету, да и вообще у персонажа нет видимых эмоций (например, у него любимая девушка умирает, а он кровавые слюни пускает вместо слез). Играет не интересно, возможно потому, что он всего лишь рассказчик, а не история. Вообще в героя Гослинга два агрегатных состояния: бесчувственный хлебушек и рыдающий разнюнившийся щенок, с редкими приступами агрессии, в течении которых он похож на моську, облаивающую слона. Полный провал как центральный персонаж, победа как склеивающее звено между остальными героями.

Вторая главная роль — у Форда, его персонаж возвращается в этом фильме. И он тянет на себе то немногое экранное время, которое у него есть, всю игровую часть. Этот человечище одними глазами играет то, что Гослингу не удастся сыграть никогда, персонаж достоверен и приятен. Жалко, что мало.

Очень приятно сыграл Джаред Лето, отличный персонаж, отличная история, набросанная широкими мазками, но всё равно шикарная. Хотелось бы больше бэкграунда, но в таком случае хронометраж картины был бы порядка трех-трех с половиной часов, оно нам надо?

Перейдем к женской части: Робин Райн категорически не подходит её роль. Я не знаю, как так получилось, но то ли что-то пошло не так на этапе сценария, то ли просто Робин недоиграла, хотя обычно справляется успешно. По идее её персонаж — это такая калька с Клэр Андервуд, жестокая, расчетливая и холодная стерва. Но тут персонажу попытались придать какой-то дополнительный флёр типа почти материнской заботливости и женском алкоголизме, и это всё получилось ну такое. Неубедительная и глуповатая квази-мамка для героя Гослинга

Ана де Армас вообще как актриса мною не воспринимается, но в «Бегущем по лезвию 2049» смотрится где-то даже уместно, потому как играет ИИ, успешно имитирующий эмоции человека. Она не раздражает, как в «Дочери Бога», и то ура.

Вот кто порадовал, так это Сильвия Хукс, которую мы не очень хорошо знаем — на больших экранах она появляется в такой заметной роли в первый раз. Её героиня — репликант-социопат, и она в этой роли смотрится очень аутентично и интересно. Хорошо отыгранный и хорошо прописанный персонаж.

Теперь о сюжете: он откровенно слабоват, присутствуют там и сям сюжетные дырки, мотивация героев раскрыта не до конца, откровенно недоработана матчасть, печален своей очевидностью и даже некой банальностью финал. Обойдусь без мега-спойлеров, но могли бы написать и лучше. Единственное, что хорошо, так это то, что он реально затягивает, умудряясь одновременно раздражать бесконечной наивностью некоторых героев и поражать хорошо сделанными поклонами массовой культуре (и книге Дика). Самое печальное, что ничего нового в конфликт первого фильма привнесено не было: всё те же раздумья на тему «А человек ли я?», момент самоидентификации разума и всё такое прочее. А могли бы прибавить современных реалий, как-то разнообразить мотивы персонажей… Короче, особой глубины в этом фильме не ищите, её там нет, всё вот это вот нам уже сотни раз показывали в других фильмах и сериалах.

А теперь к хорошим новостям: всё остальное. Второстепенный актерский состав прекрасен до слёз. Музыка ВЕЛИКОЛЕПНА, просто слов нет, она переигрывает многих актеров. Детализация мира на высоте, он реально затягивает и не отпускает, отлично проработаны мелкие детали типа обстановки квартиры главного героя ил дизайна бутылок спиртного, из контекста сразу понятна расстановка сил в мире (например, СССР всё еще существует и чувствует себя лучше США, а Китай/Корея/Япония таки распространили своё влияние настолько, что половина жителей говорить на смеси этих языков), ну и всё такое прочее. Детализация + операторская работа создают непередаваемую атмосферу, которая сама по себе уже отдельное произведение искусства, которое достойно просмотра.

Отдельно скажу за операторскую работу: надеюсь, в этот раз Роджеру Дикинсу дадут его Оскар. Он снял идеально проработанные планы, которые затягивают тебя в свои цепкие сети и не отпускают ещё очень долго. Вообще, такое ощущение, что весь фильм снимался токмо ради вот этой вот красоты, которую ты видишь на экране, а не наоборот. Прекрасно, браво!

В целом, я буду рекомендовать этот фильм к просмотру в кинотеатре (но только не в 3D), потому что он красивый, грамотно и чётко снятый, с великолепной музыкой и временами затягивающим сюжетом. Это хорошо сделанное современное кино. Культовым ему не стать, но как сиквел культового — норм.

P.S. Ещё один приятный бонус — появление Эдварда Джеймса Олмоса, он же святой Адама, он же Гафф из первого фильма. Чуть не прослезилась, увидев его на экране

P.P.S. Кстати, на главную мужскую роль могли бы и Фассбендера взять, он бы отлично справился.