Немного про белорусских менеджеров

Сегодня у меня спросили, нормальны ли это, что начальник отправляет сотрудника к вышестоящему руководителю, чтоб попросить о повышении заработной платы? Я ответила, что конечно нет, ненормально, ведь все проблемы подчиненных должен решать их непосредственный руководитель, ему за это деньги платят.

Но, к сожалению, из того, что я наблюдаю на белорусском рынке работодателей (именно работодателей, а не соискателей) — описанная выше ситуация совершенно нормальна. На одного нормального руководителя приходится где-то 10-12 случайных людей, которые не понимают, что значит быть руководителем и как это делать без ущерба для себя и окружающих.

Вообще, культура менеджмента в Беларуси осталась где-то на уровне восьмидесятых годов прошлого века: крайняя забюрократизированность («больше бумаги — чище пятая точка» — это девиз наших руководителей), исключительно коллективное принятие решений (в этом случае виноватых не найти, либо найти крайне трудно) и маниакальное перекидывание ответственности друг на друга. Я очень редко встречала менеджера, который и правда умеет эффективно управлять.

Но вернемся к проблемам белорусских особенностей управления, которые перечислены выше. думаю, они проистекают от менталитета белорусов, который можно выразить двумя пословицами: «абы не было вайны» и «мая хата з краю». Очень часто встречаю кейсы, когда руководитель среднего звена самоустраняется от руководства своими подчиненными, чтобы, в случае своего собственного косяка, свалить вину на них. Типа «это же всё они, я тут ни при чём». Самое смешное, что вышестоящее руководство и правда считает это за объяснение и никаких карательных действий к руководителю не предпринимает, а вот к его подчиненным — с радостью.

Еще белорусские руководители весьма слабо представляют себе процесс постановки и контроля исполнения задач. Пару раз видела, как задача ставилась формулировкой вида «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», а потом подчиненного насиловали в особо извращенной форме за то, что он пошел, по мнению руководителя, не туда, и принес совсем не то, что руководитель хотел. Это, кстати, еще и про какое-то крепкое и бессмертное убеждение белорусских руководителей, что подчиненные читают их мысли. Серьезно, как-то один такой «менеджер» заявил, что я должна была предусмотреть, что он подумает так, и действовать исходя из этого.

А эти чудесные многочасовые совещания? Разве вы их не любите? Я обожаю. Во время работы (давным-давно) в одной чисто белорусской компании, я проводила процентов 50-55 рабочего времени на совещаниях. За это время я успела прочитать кучу книг  (не связанных с темами совещании), написать порядка 10 тысяч твитов и сделать много-много важных вещей. А могла бы работать. Но нет, потому что белорусские совещания — это многочасовые перетирания непонятно каких вопросов, но на важных щщах и с надутыми щеками. Ну и что, что ни одного решения не будет принято — зато все посидели и пообщались. А, и за то, что осталось записанным в протокол, ведь никто ответственности не несёт.

Мне кажется, что это можно исправить только массовым обучением руководящего звена всех уровней основам менеджмента. Отправлять их всех на MBA будет, конечно, дороговато, но хотя бы обучить тому, как распределять своё и чужое время, как расставлять приоритеты в задачах и как их правильно контролировать. И тогда, возможно, жизнь линейного персонала станет легче, а общая экономическая тенденция в стране станет потихоньку улучшаться, вместо уже привычного, длиной в 20 лет, падения. Я всё же глубоко убеждена в том, что наши беды из-за того, что мозгами 90% руководителей еще в Советском союзе. А ждать еще 10 лет, чтобы выросло новое поколение менеджеров — на это у нас нет времени.

  • Dzianis Zhurauliou

    Уважаемая Юлия, как менеджер с 10 летнем стажем работая в основном с иностранными заказчиками могу авторитетно заявить, что эта беда не только белорусских менеджеров, а всех!!! Во всех странах начиная с США, Англии, Нидерландов, Германии одно и тоже, такие же менеджеры и у них те-же болезни. Процент адекватности 20/80. Проводят бесконечные совещания, избегают персональной ответственности, слабо представляют что такое эффективность. Обучать конечно нужно, но понятие ответственность и борьба за результат это немного в сферы ценностей и самосознания, нежели из маркетинга и финансов (которым учат например на MBA). Так что все как обычно, хочет что-то изменить, меняйся сам. В качестве бонуса, интересная статья, о том что нас ждет в скором будущем — https://thebigplans.ru/generationz