Честный отзыв на «Последствия»

Оки-доки, мы все любим фильмы-катастрофы. Прям вот готовы бесконечно смотреть на всякие «2012», «Идеальные штормы», «Послезавтра» и «Столкновения с бездной». Если да, то не идите на «Последствия», кино вообще не для вас. Признаться, вчера в кинотеатре я насмотрелась на любителей фильмов-катастроф, которые примерно на середине кино вставали и уходили из зала со словами «Что за дерьмо я смотрю?». Было обидно, честно говоря. Ведь на самом деле фильм очень клёвый.

Итак, идя на «Последствия» будьте готовы, что вы будете смотреть фильм, основанный на событиях 2002 года, когда над Боденским озером столкнулись из-за ошибки диспетчера ТУ-154М Башкирских авиалиний и грузовой Боинг 757 DHL. В катастрофе погиб 71 человек, из них 52 ребёнка (ТУ-154 вез детей на отдых в Испанию). Спустя год после этого, Виталий Калоев, потерявший в тот день жену и двух детей, убил диспетчера, который вёл самолеты. Конец истории.

Киноверсию этих событий вы и увидите в «Последствиях», но не ждите ярких кадров столкновения двух самолётов на эшелоне FL350 (примерно 10 500 метров) — это чёрт побери, очень высоко. Более того, вы практически не будете видеть жертв при жизни. Только последствия их смерти. И да, человеку, не готовому увидеть драму, фильм покажется грустным и унылым. Но, вообще-то, он таким и должен быть.

На протяжении всех полутора часов какого-то бурного развития сюжета, привычного избалованному зрителю современных блокбастеров, не будет. Только жестокое обнаженное горе двух людей, находящихся по разные стороны баррикад: Романа Мельникова (да, он русский), жена и беременная дочь которого погибли в авиакатастрофе и диспетчера Джейка, который мучается чувством вины, которое он, вдобавок ко всему, не совсем осознает.

Роман — отличный колоритный персонаж. Он такой типичный русский мужик, работающий на стройке, простой, как три копейки. У него нет высоких моральных терзаний и сложносочиненных переживаний. Он любит свою семью и, очевидно, живёт их интересами и, в ходе раскрытия истории, это подтверждается его действиями. Мы видим отлично прописанное и сыгранное проживание горя.

Джейк, напротив, гораздо более сложный с точки зрения тонкости душевной организации человек. Он в каком-то смысле продукт своего социума и времени — средний профессионал, среднего ума, со средней семьей и средними запросами. Он всю жизнь прожил тихо и размеренно, без особых взлётов и падений. И вот происходит неожиданное и ужасное — из-за его ошибки и неверной организации работы в целом по его вине гибнет 271 человек. Естественно, он моментально приобретает паранойю и, на её фоне, депрессию, находится на грани развода и самоубийства.

Персонаж же Шварценеггера далёк от тяжелых душевных метаний, он вполне себе планомерно идёт к своей цели: ему нужно, чтобы перед ним извинились за гибель его семьи. Вот и всё, больше ничего. Однако, вместо простого человеческого сочувствия со стороны виновных, он получает холодные предложения пойти к психологу и получить денежную компенсацию. Это всё и приводит к печальному финалу.

Фильм оставляет после себя тяжелые ощущения, но это и хорошо, так оно и задумывалось. Такой сильной и хорошей концовки я не видела уже очень давно, фильм отлично зафинален, не остается никаких недосказанностей и недомолвок, все мысли сценаристов и продюсеров донесены кристально ясно: последствия есть у всего, но ты выбираешь, какими они будут. Кино закончено. И это прекрасно.

В общем, любителям сильной драмы крайне рекомендую. Любителям кинобоевиков типа ватного «Экипажа» — категорическое нет. Не портите людям на сеансе удовольствие от просмотра своим брюзжанием.

P.S. Отдельно хочу сказать за деда Арни, которому 69 годиков, а работает он в разы лучше многих (большинства) молодых актеров. Каждая новая роль еще более тёплая, ламповая и отлично сыгранная, чем предыдущая, на «Последствиях» меня прошибало на слезу примерно раз в двадцать минут. Еще немного, и он в массовой культуре станет таким архетипичным дедушкой для поколения середины восьмидесятых-середины девяностых. Продолжай, Арнольд, мне нравится.

P.P.S.  Прототип Романа, Виталий Калоев, в интервью по поводу «Последствий» опасался, что в фильме всю историю представят так, как будто он опередил правосудие, убив диспетчера. Виталию не о чем беспокоиться, всё показали как надо.